Ростовский областной суд устанавливает факт геноцида советского населения во время немецкой оккупации
В Ростовском областном суде начался необычный судебный процесс. Прокуратура просит суд установить факт геноцида в отношении советского народа, осуществленный немецко-фашистскими захватчиками.
В Ростовском областном суде начался необычный судебный процесс. Прокуратура просит суд установить факт геноцида в отношении советского народа, осуществленный немецко-фашистскими захватчиками.
Гражданское дело рассматривается по заявлению прокурора Ростовской области об установлении факта, имеющего юридическое значение в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц — родственников (потомков) мирных жителей и военнопленных, погибших на территории Ростовской области в годы Великой Отечественной войны от преступных действий немецко-фашистских захватчиков и их пособников.
Позицию надзорного ведомства в суде представляет сам прокурор Ростовской области Роман Прасков. В ходе заседания 10 февраля прокурор рассказал о причинах, побудивших ведомство направить заявление. В последнее время в ряде стран наблюдаются попытки «перекроить историю», поставить знак равенства между СССР и фашистской Германией. В то же время происходит героизация пособников гитлеровцев, организуются их парады и другие «памятные мероприятия». Эти действия имеют далеко идущие политические цели.
— Современные искажения истории второй мировой войны и оправдание германского нацизма, сравнение его с другими идеологиями имеет практическую цель: переложить на современную Россию ответственность за мнимые и реальные ошибки, просчеты как советского руководства, так и за действия других государств и политиков в предвоенный, военный и послевоенный периоды, — заявил Роман Прасков.
Юридическое признание советского народа жертвой геноцида должно дать отпор попыткам поставить «знак равенства» между захватчиками и жертвами или даже выставить Россию «агрессором» в той войне.
— В целях защиты национальных интересов Российской Федерации, законных прав и интересов неопределенного круга лиц, а также последующего доведения до мировой общественности информации о жертвах оккупантов и карателей во время Великой Отечественной войны в юридической форме, признание установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных в период Великой Отечественной войны на территории Ростовской области нацистским оккупационным режимом и его пособниками в отношении мирного населения военными преступлениями, преступлениями против человечества, геноцидом советского народа подлежит установлению судом, — сформулировал прокурор.
Валентина Александровна Яковлева рассказывает о пережитом. Фото: Дмитрий Ремизов
На суде были озвучены факты о том, что в период оккупации Ростовской области были расстреляны, повешены, умерщвлены в «душегубках» не менее 96 тысяч мирных советских граждан и не менее 29 тысяч военнопленных. Вывезено в Германию и на территории, находившиеся в тылу германских войск, не менее 85 тысяч мирных граждан. Со многими из них родственники потеряли связь, многие погибли.
Известны массовые захоронения тысяч мирных жителей, убитых немецкими оккупантами, в Миллерово, Шахтах, Новошахтинске, Таганроге, Сальске. Самым крупным таким местом захоронения стала Змиевская балка, где было убито около 27 тысяч человек. По свидетельствам местных жителей, для массового убийства гитлеровцы применяли не только расстрелы, но и использовали «душегубки» — машины, в которых умерщвляли людей с помощью отравляющих газов.
Конечной целью захватчиков было истребление населения с целью последующей колонизации территории.
В суде дали показания две жительницы Ростовской области — Клавдия Сисюкина (Мещерякова) и Валентина Яковлева. Обе они в подростковом возрасте стали свидетелями зверств захватчиков, а потом были насильно угнаны на работы в Германию, в район Мюнхена. Несмотря на жестокости нацистского режима и голод, девушки выжили и теперь — уже в пожилом возрасте — выступают свидетельницами обвинения.
Подробно о том, что происходило в Ростове-на-Дону во время первой и второй оккупации, рассказала Клавдия Сисюкина, которая в то время проживала в городе. По словам женщины, расстрелы мирных жителей оккупанты начали еще в первую оккупацию Ростова в 1941 году, когда они заняли город на несколько дней. Так, была убита ее подруга Варвара Кабардина, которая пыталась спрятать раненого советского бойца.
Еще более массовые убийства происходили во вторую оккупацию Ростова. Известен случай, когда немецкие захватчики расстреляли пятерых мальчишек в возрасте 11-13 лет. Их «вина» была в том же самом — они попытались спрятать на чердаке дома раненых советских бойцов, оказавшихся в окружении. Однако немцы узнали об этом.
— Фашисты начали убивать раненых, сбрасывать их с чердака. Потом они вывели из дома всех людей, построили их и потребовали сказать, кто спрятал бойцов, угрожали расстрелять всех, если никто не признается. Мальчики вышли вперед, и их расстреляли, — сообщила Клавдия Ивановна.
В память того события на улице Ульяновской установлена мемориальная доска с перечислением имен погибших.
Клавдия Ивановна Сисюкина обвиняет немецко-фашистских оккупантов. Фото: Дмитрий Ремизов
Также ростовчанка рассказала о том, как происходило массовое уничтожение советских активистов, евреев и других групп населения. Она стала свидетельницей того, как знакомая еврейская семья подчинилась требованию явиться на «сбор» в районе Нахичеванского рынка. Мать семейства вместе со старшей дочерью усадили 80-летнюю старушку и дочь-инвалида в тачку и повезли к месту «сбора». Клавдия и ее подруги помогли женщине толкать тачку и дойти семье до Нахичеванского рынка. Вместе с семьей увязалась и их собака. Место «сбора» представляло собой территорию, обнесенную колючей проволокой. Там содержались евреи, коммунисты и другие согнанные оккупантами горожане. Больше тех людей никто не видел.
— Через несколько дней пришла домой, к соседям, та собака. К ее шее была прикреплена записка. В ней было написано: «Мы уже три дня без воды и пищи. Принесите нам хоть водички», — вспомнила свидетельница.
Клавдия и ее подруги пошли к Нахичеванскому рынку, но там уже никого не было. Собранные захватчиками люди были вывезены в район Змиевской балки, где были убиты.
Сама Клавдия Сисюкина была потом насильно вывезена в скотном вагоне в Германию, где в рабских условиях работала на заводе «Сименс» и в других местах. За попытки бегства она была помещена в тюрьму и освобождена американскими солдатами в 1945 году. Американцы пытались убедить угнанных немцами советских людей, что их в СССР не ждут и считают предателями. Однако когда люди увидели советского офицера, приехавшего в американскую зону, то бросились к нему и с его помощью вернулись на родину.
Похожий рассказ озвучила и Валентина Яковлева. Она также была на принудительных работах в районе Мюнхена, едва не умерла от голодной смерти, но выжила и вернулась на родину по окончанию войны.
В последующих судебных заседаниях будут допрошены и другие свидетели жестокостей войны и зверств немецко-фашистских захватчиков. Многие пожилые люди не смогут приехать из области в Ростов и потому будут давать показания с помощью видеосвязи.
Дмитрий Ремизов
Последние новости
Прокуратурой организована проверка в связи с пожаром в Аксайском районе
Установлено, что ночью 7 января 2025 года в многоквартирном доме, расположенном на улице Обсерваторной в поселке Верхнетемерницком, произошло возгорание.
Итоги 2024 года: В Ростовской области новые губернатор и глава регионального суда
В правительстве за год назначен третий министр транспорта 7 января 2025 В прошедшем году в Ростовской области произошло несколько значимых кадровых назначений, которые, вероятно, будут долго будут влиять на жизнь региона.
Новый год в каждый дом. Пожилые люди
В Центре социального обслуживания города Таганрога присоединились к проведению Всероссийской акции «Новый год в каждый дом.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку