Процессное управление: польза BPM-подхода для бизнеса любой величины

Процессное управление: польза BPM-подхода для бизнеса любой величины

Современный менеджмент предусматривает использование концепции процессного управления, которая считает, что деятельность любого предприятия направлена на обеспечение эффективной работы бизнес-процессов и предоставляет соответствующие программные инструменты для их оптимизации. Этот подход также называют BPM — Business Process Management. В данной статье мы расскажем о преимуществах, которые этот подход может принести бизнесу и о том, каким образом он реализуется на конкретных примерах.

Концепция BPM (Business Process Management) была создана в 80-е годы XX века, и ее основной целью было упрощение управления предприятиями и улучшение качества продукта. Процессный подход к управлению представляет работу компании как комплекс бизнес-процессов, которые in идеале должны увеличивать ценность производимого продукта для потребителя.

Одной из целей процессного подхода является наладка горизонтальных взаимодействий и уменьшение количества вертикальных связей. В традиционной функциональной модели задачи направляются от начальников к подчиненным, и, пока поручение доходит до линейного менеджера, теряется много времени. В процессном управлении прямое взаимодействие между сотрудниками позволяет избежать этой проблемы.

Еще одной целью процессного подхода является четкое определение зон ответственности, которое позволяет избежать срыва сроков, снижения качества и недовольства клиентов. В рамках BPM-модели каждый процесс полностью отвечает один человек, хотя в исполнении участвуют многие.

Еще одним преимуществом процессного подхода является устранение конфликта между подразделениями. Разным отделам компании больше не придется конкурировать между собой: они будут стремиться к одному и тому же — привести процесс к ожидаемому результату.

Кроме того, BPM-процессы имеют ряд важных характеристик — снижение издержек, рост производительности и рентабельности, стабильность и предсказуемость результатов, их соответствие стандартам качества, наведение порядка в бизнес-процессах, упрощенный анализ и гибкость управления.

Однако для обеспечения эффективности процессный подход должен соответствовать нескольким ключевым характеристикам. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, об эффективности не может быть речи. Основными свойствами бизнес-процессов, которые относятся к этим условиям, являются их понятность, четкая структура, определенная зона ответственности, управление качеством и гибкость.

Переформулированный текст с сохранением структуры:

В процессе изменений любой объект, который должен претерпеть изменения, называется входом. Этот объект может быть любого типа: документы, данные, денежные средства и материалы. Но не обязательно вход должен быть материальным, как например факт заявки клиента. В таком случае, это тоже считается входом процесса.

Выпуск

Результат действий, также как и в начале, может включать как материальные, так и нематериальные предметы (например, подтверждение получения заказа от клиента). Довольно часто, результат одного процесса является входом для другого.

Ресурсы являются неотъемлемой частью любого процесса, включая процесс преобразования входных данных в выходные. Они включают в себя различные компоненты, такие как сотрудники, оборудование, финансы, документы, программное обеспечение и многое другое. Очень часто материальные ресурсы используются в процессе и расходуются, но при этом не претерпевают существенных изменений.

Эффективность - ключевой показатель

Для принятия правильных управленческих решений критически важно анализировать показатели эффективности. Такие характеристики, как время, затраченное на выполнение задач, объем произведенной продукции, процент брака и уровень удовлетворенности клиентов, помогают оценить результаты производственных процессов. Аккуратный анализ этих данных может дать представление о том, каким образом можно улучшить процессы и повысить эффективность работы.

Регламент - это утвержденная схема или маршрут, а также набор правил, которые позволяют обеспечить точность, высокое качество и своевременное исполнение процесса. Именно благодаря регламенту выполняются работы и проекты вовремя и с высоким уровнем выполнения.

Переосмысливать идеи, высказанные в первоначальной публикации, может оказаться задачей не из легких. Тем не менее, вряд ли возможно переоценить важность тех, кто берет на себя ответственность за итоговый результат – владельца. Именно он обладает полным контролем над всеми ресурсами, необходимыми для успешного выполнения проекта.

Статья "Поставщики и потребители: Важное звено в процессном подходе к управлению организацией"

Статья "Поставщики и потребители: Важное звено в процессном подходе к управлению организацией"

Одно из важнейших звеньев процессного подхода к управлению организацией - это соответствующее взаимодействие поставщиков и потребителей. Поставщики являются тем звеном, которое гарантирует поступление необходимых элементов на вход процесса, а потребители - звеном, использующим результаты работы на выходе. Если где-то пропадет какое-то звено, то процесс не сможет запуститься или не будет востребован.

Поэтому процессный подход к управлению организацией заключается не только в выделении и описании бизнес-процессов, но и в том, чтобы обеспечить их автоматизацию и бесперебойное функционирование. Это возможно благодаря системе, которая специально разработана для этих целей. Речь идет о BPM-системах, которые являются специализированным программным обеспечением для управления взаимодействиями на предприятии.

Важно понимать, что BPM-системы - это не обычные ERP (системы планирования ресурсов предприятия). Они предназначены для реализации процессного подхода к управлению и обеспечивают поддержку процессных операций на всех уровнях компании. Они также позволяют автоматизировать рабочие процессы и повысить эффективность управления организацией в целом.

Таким образом, процессный подход к управлению организацией - это структурированный подход к управлению бизнес-процессами, который позволяет улучшить координацию работы команды, повысить эффективность бизнес-процессов и упростить управление, а внедрение BPM-систем является одним из ключевых инструментов для достижения успеха в этой области.

Примеры процессного управления: разбираемся в BPM-системах и их отличиях от классических IT-решений для бизнеса

BPM-системы - это программы, позволяющие воспроизводить последовательность действий на программном уровне. В отличие от классических IT-решений для бизнеса, BPM-система исключает любые отклонения от заданного алгоритма. Кроме того, она применяется в разных сферах деятельности предприятия.

Классические решения, входящие в состав единой системы ERP, имеют стандартные документы и правила их создания. Последовательность действий, которую система восстанавливает по инструкции, может меняться и зависеть от человеческого фактора. В то время как BPM-системы работают на более высоком уровне и не допускают ошибки в последовательности действий.

Одной из главных причин, почему широко используют BPM-системы, является то, что они охватывают все аспекты деятельности предприятия. Большие бизнес-процессы могут включать в себя задачи, не связанные с документами, на которые классические ERP-системы не имеют решений. BPM-система в таких случаях позволяет создавать схемы, которые автоматически делают нужные задачи в заданной последовательности. Она программирует этапы, их последовательность, назначает ответственных за каждую стадию. При этом система формирует задачу на следующий этап и соответствующий отчет в едином информационном пространстве.

Для лучшего понимания работы BPM-системы, можно рассмотреть процесс входного контроля сырья. После оформления кладовщиком приходного ордера в программе 1С, BPM-система автоматически стартует процесс. Партии сырья присваивается соответствующий статус, и информация об этом поступает в отдел качества. Затем посылный отправляется на склад за образцами, и он осуществляет первичный контроль по чек-листу, вносит данные в 1С. Этапы, на которых необходимо выполнить задания, идентифицируются в системе как задачи и переходят на следующий этап для его выполнения.

Использование BPM-системы экономит время и повышает эффективность работы бизнеса, а визуальные карты маршрутов процессов позволяют контролировать работу сотрудников и избавляют их от лишней рутины в виде звонков по телефону, отправления сообщений в чатах и мессенджерах. Итоговая ценность продукта для потребителя повышается, а затраты на производство снижаются. Сокращение времени на рутинную работу дает возможность сотрудникам более эффективно использовать свое время и повысить свою продуктивность.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *