Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

С развитием рынка логистических услуг все больше компаний присоединяются к многочисленным перевозчикам и увеличивают число своих сотрудников. Однако, ответственность за грузы, транспортное средство, жизнь общественности и пассажиров ложится на водителя. Это предполагает, что он должен быть здоров и в состоянии твердой трезвости, лишен алкогольного и наркотического воздействия. Транспортная компания разделяет эту ответственность со своим водителем, и по этой причине обязана организовать предрейсовый медицинский осмотр.

По нормативной документации все кажется очень просто: после медицинского осмотра, водитель может приступить к работе, только в случае положительного результата. Компания, проводившая медицинский осмотр, должна поставить печать в маршрутный лист водителя. Однако, в реальности руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в выполнении законодательных требований.

Медосмотр водителей перед началом рабочего дня - неотъемлемая часть работы транспортной компании. Как предписывают нормативные правовые документы, обязательным условием является проведение предрейсового медосмотра. Такой осмотр водителей регламентируется статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 20 пункта 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Кодексом об Административных правонарушениях. Кроме того, одним из нормативных документов является письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Таким образом, проведение предрейсового медосмотра является обязательным условием при перевозке пассажиров и опасных грузов.

Послерейсовый медосмотр является рекомендованным, но не обязательным. В случае необходимости его проведения, работодатель принимает решение самостоятельно. Этот вид осмотра может быть проведен для сотрудников, попадающих в группу риска. К числу таких работников относятся люди, часто болеющие заболеваниями, имеющие хронические заболевания, употребляющие алкоголь или психоактивные вещества, а также пенсионеры.

Проведение медосмотра позволяет узнать, насколько здоров водитель, не принимал ли он наркотики, алкоголь или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к управлению транспортным средством. Если же в результате медицинского осмотра у водителя выявляется признак переутомления или похмельного синдрома, наличие наркотических веществ или других факторов, влияющих на способность управлять автомобилем, работа в этот день ему запрещена.

Важно отметить, что обследование водителя на наличие наркотических веществ требует его письменного согласия. Обычно это согласие дается в рамках трудового договора, гражданско-правового договора или в отдельном документе.

Предрейсовый медосмотр водителей

Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей: ответы на самые часто задаваемые вопросы

В этой статье мы рассмотрим порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей, а также ответим на распространенные вопросы о них.

Какие категории водителей подлежат осмотру?

Под медосмотр попадают все водители, которые работают на компании в качестве водителей, независимо от того, куда они отправляются, на каком транспорте и как долго они будут в пути. Исключением являются только экстренные службы (скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и др.).

Когда проводится проверка?

Проверка производится перед выездом в рейс и засчитывается как рабочее время водителя.

Где осуществляется проверка?

Для проведения предрейсового медицинского осмотра водителей требуется специальный кабинет на предприятии площадью не менее 12 кв. м. Если такой кабинет отсутствует, сотрудники могут быть отправлены в медучреждение организованно.

Что проверяется?

Основная задача медосмотра – выяснить готовность водителя к вождению автотранспорта. Для этого проводится внешний осмотр кожного покрова, проверяются зрачки на реакцию, слизистая глаз и ротовая полость, проводится опрос водителя о его состоянии здоровья, измеряются пульс и артериальное давление. Если у водителя есть гипертонические проблемы, в его медицинской карточке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе. Для проверки на наличие алкоголя используется алкотестер, а лабораторный анализ крови и мочи необходим для выявления наркотических и психотропных веществ.

Как долго занимает осмотр одного водителя?

Для проведения осмотра достаточно 10–15 минут, если нет подозрений на наркотическое или лекарственное опьянение. Если есть необходимость в дополнительной проверке, проводится экспресс-тест крови и мочи, на это требуется дополнительно 20 минут.

Куда вносятся данные об осмотре?

Результат медосмотра отображается в путевых листах и журнале предрейсовых медосмотров водителей.

В каких случаях может быть вынесено решение об отказе в допуске водителя к транспортному средству?

Отказ в допуске возможен при выявлении следов наркотических или психотропных средств, при чрезмерной учащенности пульса, повышении давления, а также при наличии признаков острого заболевания.

Что выдается по итогам осмотра?

После медосмотра в путевой лист ставится штамп допуска, в котором указываются дата и время проведения медосмотра, а также фамилия, инициалы и подпись врача, проводившего обследование. Информация также заносится в журнал медосмотров. Если водитель отстранен от рейса по медицинским показателям, данные об этом заносятся в журнал, а руководство предприятия уведомляется об этом.

Важно знать, что если предрейсовый медицинский осмотр выявляет наличие у водителя алкогольного или наркотического опьянения, то это может послужить поводом для наложения на него взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Однако такое наказание может быть наложено не сотрудниками ГИБДД, а только должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Как проводится медицинский осмотр водителей?

Медицинский осмотр водителей является важной составляющей медицинской деятельности и требует соответствующего лицензирования. Такой медицинский осмотр может проводить только медицинский персонал, прошедший специальный курс обучения и имеющий соответствующий сертификат или диплом. Организация медицинских осмотров предполагает наличие у компании лицензии на этот вид деятельности.

Существует три основных варианта организации предрейсовых медицинских осмотров водителей:

  1. Наличие сертифицированного врача в штате компании по трудовому договору. В этом случае лицензия не требуется.
  2. Привлечение организации, имеющей лицензию на медицинские осмотры. Держателем лицензии может быть не только медучреждение в общепринятом смысле (больница, поликлиника), но и организация, для которой медицинские осмотры являются единственным медицинским видом деятельности.
  3. Получение предприятием лицензии на самостоятельное проведение медицинских осмотров водителей. Для крупных автотранспортных предприятий это вполне оправдано, учитывая затраты по содержанию медицинского кабинета и выплате зарплаты сертифицированным специалистам. Получив лицензию, они могут также предоставлять услуги медосмотра водителей более мелким предприятиям.

Организация, проводящая медицинские осмотры водителей, должна обладать собственным помещением для приема или иметь возможность выезда специалистов с необходимыми наборами для медицинских исследований.

Штрафы за нарушения правил проведения медицинского осмотра водителей регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. За нарушение этой статьи предусмотрены штрафы: 1000-1500 рублей для водителей, 2000-3000 рублей для медработников, проводящих медицинские осмотры, и 30 000-50 000 рублей для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Статья о цене предрейсового медицинского осмотра водителей

В таблице ниже указана приблизительная стоимость услуг сторонней организации по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей в зависимости от максимального количества водителей, выходящих в рейс в сутки.

Максимальное количество водителей в рейсе в сутки

1–2 5000 руб.

3–4 7000 руб.

5–7 10 000 руб.

8–16 12 000 руб.

17–30 15 000 руб.

31–50 18 000 руб.

> 50 > 21 000 руб.

Услуга относительно недорогая. Если у компании есть более 15 водителей, то имеет смысл оформить врача в штат. Либо получить лицензию на оказание услуг по медосмотру водителей сторонних организаций. Стоит заметить, что процедура получения лицензии требует большого количества времени и финансовых ресурсов. Если предприятие не готово к получению лицензии, то в случае необходимости предрейсового медицинского осмотра водителей, возможно, придется обратиться в стороннюю организацию. Кроме того, следует учитывать, что выход водителя на смену без штампа о прохождении медосмотра в путевом листе является незаконным действием.

Важно помнить, что при возникновении проблем на дорогах сотрудники ГИБДД имеют право задержать водителя для медицинского освидетельствования и обязательно проверят его путевой лист (если это не личный транспорт). Врач без сертификата или компания без лицензии могут вызвать серьезные проблемы для вашего предприятия.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *